Развитие творческого мышления и воображения у детей

Часто родители задают вопросы о том, могут ли они помочь ребенку развить его способности, заложить в нем задатки творческого, нестандартно мыслящего человека?

А если могут, то как?

Попробуем разобраться.
Что мешает ребенку вырасти творческим человеком? Главный враг творческого мышления – стереотипы, шаблонность мышления, страх критики, желание быть как все, боязнь выделиться…

Итак, как же родителям не допустить ошибки в воспитании, чтобы не заглушить творческое начало в ребенке?

Совет № 1.
Не навязывайте ребенку ложных убеждений.

Будьте аккуратны в своих высказываниях. Вот некоторые очень распространенные убеждения: розовую одежду носят только девочки, мальчики не плачут, девочки всегда должны быть скромные и вежливые, нельзя злиться, взрослые всё знают.

Совет № 2.
Не критикуйте и не сравнивайте ребенка!

Возьмите за правило, что ребенка сравнивать можно только с ним самим – какой он был вчера и чему научился сегодня. Ни в коем случае не сравнивайте с другими детьми или группой. Так Вы легко можете навязать ему желание быть серой массой, «как все», страх быть «белой вороной».

Если Вы хотите указать ребенку на его ошибки – избегайте оценочных суждений, ярлыков (неумеха, плакса, растяпа), не переходите на личность. Сначала укажите его сильные стороны, потом на ошибки. Например: я вижу, как ты старался написать эти буквы, целый лист исписал, буквы «а-б-в» у тебя получились очень аккуратно, красиво, а вот с буквой «г» надо еще постараться – видишь, у нее кривая палочка.

Совет № 3.
Позвольте творить!

Если Вы хотите вырастить творческую личность – дайте поле для творчества. С раннего возраста познакомьте ребенка с красками, фломастерами, клеем, бумагой, пластилином, тестом, глиной. Помогите ему исследовать материалы – как смешивать краски, как наносить краску кистью, пальцем, поролоновой губкой…

Совет № 4.
Читайте сказки!

Замените просмотр мультфильмов перед сном чтением сказок, подбирайте новые, интересные сказки. После прочтения обязательно поговорите про сказку, про ее героев – кто понравился и почему? Кто злой – кто добрый? Как бы ты поступил на месте героя? Не навязывайте своё видение сказки, давайте возможность ребенку порассуждать и поразмыслить над содержанием.

Совет № 5.
Отвечая на вопросы ребенка – давайте пищу для ума.

Не игнорируйте вопросов ребенка и не отмахивайтесь от них. Отвечайте на них, вызывая у ребенка интерес к дальнейшему исследованию мира. Старайтесь не отвечать на вопрос односложно и категорично.

Например: Какого цвета небо? Голубого, небесного, синего, ультрамаринового, индиго. Ведро воды – это много или мало? Для слона – мало, для муравья – много, для кого еще мало?

Совет № 6.
Не подавляйте эмоции ребенка.

Большой потенциал творческих способностей заложен в наших эмоциях и чувствах. Надо лишь научиться этим пользоваться! Помните: запрещая проявлять агрессию, злость, радость и другие чувства – вы одновременно подавляете и творческие способности ребенка. Вместо этого научите его конструктивно справляться с сильными эмоциями и направлять их в нужное русло.